"Нынешней зимой одна мама научила меня делать из бумаги, складывая и выворачивая ее известным образом, петушков, которые, когда их дергаешь за хвост, махают крыльями. Выдумка эта от Японии.
Я много раз делал этих петушков детям, и не только дети, но всегда все присутствующие большие,
не знавшие этих петушков, все улыбались и радовались: как похоже на птицу эти петушки махают крыльями. Тот, кто выдумал этого петушка, от души радовался, что ему так удалось сделать подобие птицы, и чувство это передается, и потому, как ни странно сказать, произведение такого петушка есть настоящее искусство"
Л.Н.Толстой

Наверное каждый хотя бы раз в жизни сложил свой  кораблик, самолетик, водяную бомбочку и т.п. (а еще это  очень хороший способ занять ребенка, например, сидя в очереди в банке). Может показаться, что складывание из бумаги — это абсолютно несерьезное занятие и уж точно не для занятых очень важными повседневными делами взрослых, однако, если погрузиться в истоки, то можно… обрести мудрость. Подражание останется в прошлом, придет понимание. Искусство оригами — это очень серьезно. Текст далее — из книги "Все об оригами" Сергея и Елены Афонькиных.


Оригами как отражение мировоззрения

Оригами в его классическом варианте (только квадрат, никаких надрезов) не случайно родилось в древней Японии. Это занятие органично вписывалось в систему восточных взглядов на мир, присущих философии дзен-буддизма. Эта философия практикует выработку взгляда на природу как на гармоничное единство, где привычные для европейца противоречивые части и составляющие неразрывно слиты в единое целое. В этом, вероятно, истоки иероглифической письменности, в которых каждый вписанный в квадратную рамку знак означает целостный символ. Пошаговая система записей в оригами очень напоминает это картиночное письмо, понятное практически без слов. Описать с помощью привычного европейцам буквенного текста процесс складывания можно, но сделать это намного сложнее, чем с помощью картинок.

Квадрат в качестве рамки для иероглифов-символов и как основа для складывания фигурок выбран не случайно. На Востоке он является не просто геометрической фигурой, а важным мировоззренческим символом. В Древнем Китае квадрат олицетворял смыкающуюся с космосом землю, пределы которой необозримы. Необъятность Вселенной, в основе которой лежит квадрат, блестяще подчеркнута в афоризме Лао-цзы: "У великого квадрата нет углов". Таким образом в дзен-буддизме квадрат является воплощением Вселенной с ее пустотой космоса и в то же время бесконечными возможностями созидания. Именно поэтому в квадрат вписаны все мандалы — священные буддийские изображения. Родившиеся на Востоке игры — шахматы, го, танграм — также имеют квадратные очертания. Они как бы отражают игру, которая происходит во Вселенной. Таким образом, выбор квадрата как основы для оригами был далеко не случаен. Плодотворное развитие игры с этой формой лишний раз подчеркивает, что в геометрии квадрата действительно кроются гораздо большие возможности, чем, например, в круге или треугольнике.

Для средневекового европейца квадрат, вероятно, казался слишком простой фигурой, чтобы заняться его пристальным изучением. Объемные тела, сферы, находящие свое воплощение и в архитектуре, и в космологии, для европейцев представляли явно больший интерес. На Востоке квадрат был одновременно символом плодотворной пустоты, скрывающей в себе задатки всех возможных к воплощению форм. Такая точка зрения, кстати, очень близка представлениям современной физики. Ученые считают, что все частицы (основы материального мира) порождаются в конечном счете вакуумом. Поэтому попытки извлечь разнообразные формы из обыкновенного квадрата бумаги для последователя дзен-буддизма воспринимались совершенно естественно. Более того, обратимость этих форм, возможность вернуться к исходному квадрату и превратить его в иную фигурку более чем наглядно иллюстрировала взгляд дзен-буддистов на взаимопроникновение земных форм бытия. Такой взгляд поддерживает современная экология, описывающая круговорот молекул в биосистемах, когда исходная масса вещества принимает те или иные живые формы. Замечательно по этому поводу заметил Виктор Бескровных в своем философском эссе "Оригами в поисках смысла": "Буддийская пустота уничтожает границы между предметами, а не разделяет их, как привычная нам западная. Вещи, люди, деревья, дела, которые нас окружают, есть на самом деле лишь застывшие в форме проявления Пустоты. Истину в них еще надо суметь заметить. Важно отметить одно: все, что нас окружает, — это лишь проявления пустоты, единой и неделимой. Можно даже сказать, что все предметы и вещи — это лишь одежда, надетая на Пустоту, и можно лишь догадываться, что там под покрывалом, скрыто, да легко и ошибиться. С таких позиций уже не трудно взять квадрат — символ Пустоты и попытаться превратить его во множество форм, как это делает "настоящая" Пустота, не так ли? Тут и заключается одна из главных причин появления оригами именно на Востоке. Казалось бы, какая пропасть между абстрактным философскими моделями мира и моделями из квадрата бумаги, но — нет, связь существует. Если вещи находятся скорее в состоянии взаимопроникновения, чем противостояния, если любые явления легко переходят друг в друга, если все связано со всем, то что, как не квадрат, основа Вселенной, должен так же уметь перетекать в тысячи форм? Отсюда и запрет надрезать его. Надрез нарушает Единое."

Оказывается, складывая оригами, мы постоянно иллюстрируем этим процессом знаменитое высказывание дзен-буддизма: "В мире постоянны только перемены". Оригами — это не скульптура, где от куска материала отнимается все лишнее, чтобы выявить рожденную в голове художника форму. Искусству складывания вовсе не нужны математические знаки, коль скоро оно занимается трансформациями исходной формы, не отнимая и не прибавляя к ней ничего. Более того, в отличие от той же скульптуры, где податливая глина вытерпит любую прихоть ваятеля, оригами позволяет извлекать из квадрата только те формы, существование которых в принципе возможно. Таким образом, каждый раз, извлекая из бумажного листа новую фигурку, мы по сути даже не творим, а лишь позволяем проявиться тому, что заранее предсуществовало в Пустоте листа.

Нередко европейцы задаются вопросом: что же делать с готовыми оригами? Предпринимаются попытки сделать бумажные фигурки более долговечными, например, воплотить в более стойком по отношению ко времени материале или заключить в пластиковый куб. Такие усилия органично соответствуют западному взгляду на вещи с его ориентацией на конечный результат. Последователь же дзен-буддизма знает о том, что нет конечных пунктов жизни, а есть только вечно текущий процесс, поймать и остановить который невозможно. Поэтому в оригами для него главное — само складывание, а не конечный результат.

Создание разнообразных моделей с помощью листа бумаги без надрезов и разрывов происходит по законам, которые управляют также развитием многих форм жизни. В частности, зачатки многих органов растений и животных действительно сначала сложены, а затем расправляются в процессе развития. Именно так устроены зачатки крыльев у насекомых и легкие зародышей, именно таким образом свернуты будущие лепестки в бутонах и листья в почках деревьев. Неудивительно, что одними из главных объектов, которые мастера складывания стремятся воспроизвести в бумаге, являются объекты живой природы.

Складывая фигурки из бумаги, человек поневоле концентрирует свое внимание на этом процессе. ДЕйствуя автоматически, без контроля сознания, заниматься оригами невозможно. Поэтому занятие оригами является своеобразной психотерапией, способной отвлечь человека от повседневных забот и тревог, позволяют прикоснуться к сферам, лежащим выше плоскостей обыденности. Помимо этого оригами способствует повышению активности как левого, так и правого полушарий мозга, поскольку требует одновременного контроля над движениями обеих рук, что , в свою очередь, ведет к позитивному изменению целого ряда показателей.

"Долины и горы"


Все, даже самые сложные модели в оригами, сделаны с помощью складок всего двух типов — так называемых "долин" и "гор". на этот факт редко обращают внимание, хотя ему можно дать любопытную интерпретацию. Эти две складки являют собой взаимные противоположности — на листе, перевернутом на противоположную сторону, все долины превращаются в горы. Можно сказать что при "столкновении" они взаимно уничтожаются, делая исходный лист снова плоским. Примеры подобного рода можно найти в физике — это протон и электрон, положительный и отрицательный заряды. В логике это взаимно противоречивые утверждения, "да" и "нет", в науке — крайние, взаимоисключающие точки зрения. Диалектика утверждает, что творческое сочетание таких противоположностей чрезвычайно плодотворно. Плюсы и минусы создают электрический ток, протоны и электроны формируют атомы, из которых все мы состоим, а крайние точки зрения часто сходятся в новой плодотворной теории. Таким же образом и два противоположных типа линий в оригами создают все многообразие пространственных конструкций из бумаги.

Елочные структуры являются интересным примером трансформации бесконечной плоскости.

Небольшой экскурс в историю оригами.

Слово "оригами" переводится с японского как "сложенная бумага". Часто любители этого искусства придают большое значение слову "сложенная". Увлекаясь самим процессом складывания, следует помнить, что для достижения художественного эффекта для каждой работы необходимо необходимо подобрать наиболее подходящую для нее бумагу. Это может быть и полупрозрачная калька и толстый картон.

Бумага была изобретена в Китае, но родиной оригами стала именно Япония. Возможно, это объясняется тем, что в этой стране процесс складывания удачно иллюстрировал некоторые мировоззренческие идеи философии Дзен. Немаловажным оказалось также сходство звучания японских слов "бумага" и "Бог" — "ками". ТЕм самым у японцев возникла связь между религиозным ритуалом и складыванием фигурок из бумаги. Не случайно первые оригами появляются в храмах. Один из ритуалов с их использованием состоял в изготовлении небольших бумажных коробочек Санбо. В них помещали кусочки рыбы и овощей, которые предназначались в дар богам.

В периоды Камакура (1185-1333г.г.) и Муромати (1333-1573 г.г.) оригами выходит за пределы храмов и достигает императорского двора. Аристократия и придворные должны были обладать определенными навыками и в искусстве складывания. Записки, сложенные в форме бабочки, журавля, цветка или абстрактной геометрической фигуры, были символом дружбы или доброго пожелания для любимого человека. Ими удавалось порой выразить больше внимания, любви, чем это можно сделать словами. Умение складывать стало одним из признаков хорошего образования и изысканных манер. Различные знатные семьи использовали фигурки оригами как герб и печать. В период Адзути-Момояма (1573-1603 г.г.) и Эдо (1603-1867 г.г.) оригами из церемониального искусства превратилось в популярный способ времяпровождения. Именно тогда изобретается ряд новых фигурок, которые позже становятся классическими.

В древней Японии искусство оригами являлось народной традицией, которая передавалась из поколения в поколение в основном по женской линии. Историки оригами утверждают, что по манере складывания и набору фигурок можно было определить провинцию Японии, в которой выросла и обучалась девушка.

Оригами из ткани

Складывать можно не только бумагу, но и ткань. Различные гофрировки находят свое применение в оформлении складок-плиссе, манжет, воротников. Моделирование головных уборов из квадратного куска ткани без надрезов и сшивок — отдельная интересная тема в дизайне одежды. Некоторые соверемнные дизайнеры одежды успешно используют приемы оригами для создания декоративных элементов своих колеекций.


Коллекция по японским мотивам от Armani

Столовая салфетка представляет собой квадратный кусок материи, который можно сложить определенным образом. Профессиональные официанты знают много способов складывания салфеток, которые являются обязательной частью сервировки стола.

http://youtu.be/YQcRoKJZHDE

Полезные ссылки.

Виктор Бескровных "Оригами в поисках смысла" — очень полезная статья!
Эхо журнала "Оригами"
Каталог "оривики" (тематическая интернет-энциклопедия оригами с движком от википедии)
Сайт "искусство оригами"
Еще один сайт. (вообще, их очень много)
Оригами-блог.
Примеры фэшн-оригами.
Некоторые совремнные дизайнеры, которые в совем творчестве используют приемы оригами.
Бесконечное множество видео на ютьбе.